Российской компанией "Байкал-Инжиниринг" разработан легкомоторный многоцелевой самолет "Байкал", который должен заменить устаревшие Ан-2 на условиях контракта с Минпромторгом.
Перевозить пассажиров в труднодоступные и отдаленные регионы теперь будут на самолетах "Байкал". Он заменит легендарный Ан-2, известный всем "кукурузник", на котором десятилетиями возили людей и обрабатывали поля. Новую машину отечественного производства представили на выставке и форуме NAIS 2022. "Байкал" развивает скорость до 300 километров в час, а максимальная дальность полета будет достигать трех тысяч километров.
Проектировать ЛМС-901 "Байкал" начали в конце 2019 года. В январе 2022 года состоялся первый полет в Екатеринбурге. Машину создавали как современный легкий многоцелевой самолет с одним турбовинтовым двигателем. Рассчитанный на 9-14 пассажирских мест.
Будущие покупатели смогут выбирать двигатель и бортовое оборудование. На опытном самолете, который приступил к летным испытаниям, установлен импортный двигатель и ряд компонентов, которые планируется заменить на отечественные. Основная часть комплектующих - российского производства.
Замена "кукурузника" стопорилась на протяжении многих лет. Неприхотливому Ан-2, нужно только тридцать метров для разбега с поля - и он полетит. Эти самолеты и сегодня поднимаются в небо. Но факт такая техника устарела морально. Большая часть машин вырабатывает свой ресурс.
Уральский завод гражданской авиации стал победителем конкурса на разработку самолета "Байкал". А созданием самолета занялась компания "Байкал-Инжиниринг".
Основные требования предъявляющиеся к "Байкалу. Это то, что машина должна изготавливаться из комплектующих российского производства. Пассажирская кабина должна вмещать до 14 человек или 1500 кг груза. Необходима возможность переоборудования самолета для выполнения разных задач. Дальность полета - не менее 1500 км.
Самолет должен работать при температурах от -50 °C до +55 °C и использовать грунтовые аэродромы. Максимальная длина разбега / пробега - 250 м. С базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования летающий "внедорожник" должен работать до 73°С северной широты.
Новая машина - моноплан с высокорасположенным крылом. Длина - примерно 12,2 м при размахе крыла 16,5 м и высоте 3,7 м. Максимальный взлетный вес - 4,8 т. Летно-технические и иные характеристики соответствуют требованиям заказчика и превышают их.
Планер выполняется из алюминиевых сплавов, что снижает стоимость и трудоемкость его изготовления, а также обеспечивает выгодное сочетание эксплуатационных и технических характеристик.
Пассажирские размеры салона, в котором им придется лететь: длина 4,9 м, ширина около 1,5 м и высота 1,67 м. Стал более комфортным.
Создаются разные модификации машины. Скажем, с лыжными, колесно-лыжными и поплавковыми шасси она очень нужна в удаленных российских регионах и Арктике. В перспективе возможны беспилотная версия, а также версия с гибридной силовой установкой.
Программа сертификационных летных испытаний "Байкала" оценивается примерно в диапазоне от 500 до 700 полетов.